Нотариат — это 8000 фронт-офисов Росреестра: совершенствование процедуры регистрации недвижимости обсудили в Совете Федерации

30 мая в верхней палате парламента Российской Федерации состоялся круглый стол на тему «О проблемах реализации Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Своей оценкой правоприменения положений вступившего в силу с января этого года Федерального закона № 218-ФЗ поделились председатель Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Андрей Кутепов, заместитель Министра экономического развития РФ — руководитель Росреестра Виктория Абрамченко, представители Счетной палаты РФ, Федеральной налоговой службы РФ, субъектов Российской Федерации, саморегулируемых организаций кадастровых инженеров. От лица Федеральной нотариальной палаты выступил ее президент, Константин Корсик.

Президент ФНП отметил, что налаживание бесперебойного, оперативного, технически отлаженного взаимодействия с территориальными органами Росреестра — один из приоритетов деятельности нотариата сегодня. Именно нотариус наделен особым правовым статусом заявителя, действующим от имени государства в интересах граждан. Сегодняшний нотариат — это 8000 квалифицированных фронт-офисов Росреестра, которые предоставляют достоверные данные, необходимые для формирования достоверного единого государственного реестра недвижимости. Нотариус гарантирует защиту прав граждан, обеспечивает законность удостоверяемой сделки и предоставляет полные имущественные гарантии ее сторонам. Таким образом, участие нотариуса позволяет реализовать одну из ключевых задач нового Федерального закона — провести процедуру государственной регистрации права на недвижимое имущество максимально безопасно, удобно и быстро для заявителя. 

Наиболее удобный на сегодня вариант — подать заявление о государственной регистрации прав на недвижимость через нотариуса в электронном виде. Напомним, что в этом случае срок регистрации составляет всего 1 рабочий день. Удобство такой нотариальной услуги отмечает все большее число россиян. По итогам 2016 года спрос на электронную форму подачи заявлений через нотариуса увеличился более чем в 13 раз по сравнению с 2015 годом. За I квартал 2017 года число таких электронных заявок практически сравнялось с количеством заявлений, направленных нотариусами на бумажном носителе, — 43% и 57% соответственно. Уже есть регионы (Санкт-Петербург, Алтайский край, Свердловская область и др.), где электронный способ подачи документов через нотариуса выбирают подавляющее большинство заявителей.

По мнению Константина Корсика, развитие электронного документооборота, межведомственного обмена данными, новых онлайн-сервисов на базе Единой информационной системы — важнейшее направление работы отечественного нотариата сегодня. Помимо Росреестра, преимущества электронного взаимодействия с нотариатом отмечают Федеральная налоговая служба, органы МВД, кредитные организации, ЗАГСы. 

Благодаря развитию ЕИС каждый нотариус предоставляет услуги в режиме «одного окна», обеспечивая не только повышенную правовую защищенность сделки, но и комфортный и быстрый сервис. В результате чего нотариальной форме сделок отдают предпочтение все больше российских граждан. Число сделок с недвижимостью, удостоверенных нотариусами в I квартале 2017 года, превысило отметку в 204 тысячи, что составляет 30% от суммарного количества таких сделок, посчитанного по итогам 2016 года. 

В своем докладе президент ФНП также привел ряд примеров технических недоработок, с которыми сталкиваются нотариусы на местах при работе с территориальными подразделениями Росреестра и его электронным порталом. Самое пристальное внимание, по мнению Константина Корсика, необходимо уделить проблеме встречающегося несоблюдения установленного законом срока государственной регистрации прав на недвижимое имущество, документы на которую поданы нотариусом в электронном виде. Глава нотариата отметил: «Затягивая процесс оформления имущественных прав, мы рискуем потерять доверие граждан, так как не выполняем требования, предусмотренные законом». 

Для эффективного решения такой проблемы ФНП выступила с инициативой создания отдельного канала связи для оперативного взаимодействия Росреестра и нотариусов. В этом случае вопросы будут рассматриваться своевременно, стороны смогут сразу же обсудить все детали проблемы и выработать конструктивное решение. Выделенный канал связи для нотариусов также позволит соблюсти все предусмотренные законом сроки. 

В случае же технического сбоя или в иных ситуациях, когда электронная связь затруднена, целесообразно обеспечить внеочередной прием нотариусов в отделениях Росреестра через специально предназначенные для этого окна. Такую возможность предполагает и № 218-ФЗ, устанавливающий право заявителя подавать документы непосредственно в регистрирующий орган, минуя МФЦ. Реализация подобной инициативы опять же позволит значительно ускорить процесс решения проблем, возникающих в отдельно взятом случае.

Необходимость совершенствования межведомственного взаимодействия между нотариусами и государственными регистраторами также отметил председатель Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Андрей Кутепов. Законодательного урегулирования, по его мнению, требует порядок подачи и обработки заявлений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании свидетельств о праве на наследство.

Также в рамках круглого стола, организованного Комитетом Совета Федерации по экономической политике, были рассмотрены вопросы кадастрового учета, трактовки понятий хозяйственных строений и сооружений, правового регулирования гаражных комплексов, необходимости оптимизации работы МФЦ, специфики работы кадастровых инженеров. По итогам обсуждения соответствующим Комитетом СФ будет подготовлено постановление о проработке озвученных проблем и реализации актуальных инициатив.

Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/notariat-eto-8000-front-ofisov-rosreestra-sovershenstvovanie-procedury-registracii-nedvizhimosti-obsudili-v-sovete-federacii